Календарь истории фонда
1988—1989 |
В Кемеровской области система, основанная на принципах страховой медицины, начала выстраиваться задолго до принятия федерального закона о медицинском страховании граждан. С 1988 по 1989 год Кемеровская область вместе с Ленинградской и Самарской (Куйбышевской) областями принимала участие в эксперименте. Суть его сводилась к внедрению в здравоохранении нового хозяйственного механизма. Речь шла о создании территориальных медицинских объединений, которые финансировались по подушевому нормативу. В ТМО объединялись сначала поликлиники, а позже стационары и станции скорой медицинской помощи по принципу «один район – одно ТМО». Благодаря такому подходу медицинские организации получили финансовую самостоятельность. Среди ТМО были определены фондодержатели. Использование подушевого принципа финансирования привело к рационализации расходов, к смещению центра тяжести в сторону менее затратной амбулаторной помощи за счет открытия при поликлиниках дневных стационаров. Медорганизации занимались планированием объемов оказания медицинской помощи, между собой использовали принцип взаиморасчётов. Оплата производилась за фактически оказанные объемы медицинских услуг с учетом их качества. А в основе механизма контроля качества лежали стандарты обследования лечения и качества, разработанные для каждой КСГ. То есть, по сути, ТМО – это прообраз сегодняшних взаимоотношений в системе ОМС. К сожалению, распад Советского Союза затормозил дальнейшее экономическое реформирование регионального здравоохранения, так как это требовало дополнительного финансирования. |
1991 |
Принят Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который сформулировал концептуальные основы обязательного медицинского страхования и его организационную модель. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения страны и реализуется в соответствии с программами, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Здравоохранение Кемеровской области, как и всей страны, вступило на сложный путь реформ, ознаменовавший переход от государственно-бюджетного финансирования к системе ОМС. |
1992 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 № 41 утверждается «Общее положение о страховых медицинских организациях». В Кузбассе внедрение обязательного медицинского страхования началось досрочно – в феврале 1992 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 16.12.1991 г. N 2040-I «О досрочном введении в действие на территории Кемеровской области Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В апреле 1992 года по распоряжению Областного комитета партии в Кемеровской области создана первая страховая медицинская организация – Областная больничная касса «Кузбасс», руководить которой поручили заместителю заведующего отделом здравоохранения Кемеровского облисполкома по экономике Альберту Ивановичу Траутеру. К концу 1992 года в Кемеровской области формируется сеть страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Утверждается «Временное Положение о порядке оплаты медицинских услуг и предъявлении штрафных санкций в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области». В данном документе впервые даны определения основных терминов, принцип расчета тарифов, схема финансирования, порядок оплаты медицинских услуг по видам помощи; порядок проведения вневедомственных экспертиз и предъявления штрафных санкций к медицинским учреждениям и многое др. Уже тогда оплата производилась по тарифам на медицинские услуги – медико-экономическим стандартам (МЭС). |
1993 |
Положение о территориальном фонде ОМС, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1, четко разграничило функции и расставило приоритеты в системе ОМС: кто чем должен заниматься и за что отвечать. Кроме того, был определен размер социального налога – 3,6 % от фонда оплаты труда. |
1993—1997 |
АЛЬБЕРТ ИВАНОВИЧ ТРАУТЕРпервый директор ТФОМС Кемеровской области |
22.06.1993 |
Создан ТФОМС Кемеровской области на основании решения Малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов от 22.06.1993 № 163 «О создании Территориального фонда обязательного медицинского страхования и утверждения правления фонда». |
1993 |
В сжатые сроки была развернута сеть филиалов Фонда: десять были созданы по территориальному принципу, а Железнодорожный филиал объединял предприятия железной дороги. Команду директоров филиалов ТФОМС набирали из главных врачей, главных специалистов городов и районов, которые прекрасно знали потребности своих медицинских организаций и могли помочь пациентам. |
1994 |
Утверждается первая Территориальная программа государственных гарантий по видам и объемам медицинской помощи Программа по сбору платежей на ОМС от страхователей стала первым программным продуктом, который был разработан и внедрен в практическую деятельность Фонда. Следующим шагом стала разработка программы проверки, которая позволяла определить насколько правильно организации начисляли и перечисляли взносы на ОМС, своевременно ли их уплачивали, какой размер фонда оплаты труда и т.п., помогала рассчитать размер пени для тех предприятий, которые вовремя не платили взносы. |
1995 |
Принят закон «Об охране здоровья населения Кемеровской области» В систему обязательного медицинского страхования начинают входить частные клиники, которые также оказывали услуги бесплатно по полису ОМС в рамках Территориальной программы государственных гарантий |
1996 |
Создан Междуреченский филиал ТФОМС |
1997—2007 |
ИРИНА ЯКОВЛЕВНА ХАЙНОВСКАЯдиректор ТФОМС Кемеровской области |
1997 |
Выходит приказ Федерального фонда ОМС от 28.03.1997 № 35 «Об организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан» |
1999 |
Федерального фонда ОМС утвердил Методические рекомендации «Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья», которые определили методологические подходы по информированию населения, в том числе работу с обращениями по горячей линии Специалисты разработали «Карточку страхователя» и успешно использовали ее при заключении или продлении договоров ОМС страховых медицинских организаций со страхователями. Работа с этим документом позволяла ТФОМС осуществлять контроль за соответствием численности лиц, работающих на предприятии, от фонда оплаты труда которых уплачивался единый социальный налог, и численности граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию в СМО. Необходимость получения «Карточки страхователя» заставляла предприятия погашать задолженность по взносам за предыдущие годы и регулярно уплачивать текущие платежи по единому социальному налогу в части страховых взносов на ОМС. |
2000 |
В 2000 году впервые за все годы существования системы ОМС в Кузбассе доходная часть бюджета Фонда была исполнена на 103 %. Из всех источников в ТФОМС и его филиалы поступило 1 млрд 396 млн рублей. ТФОМС Кемеровской области в числе первых в России разработал и внедрил в практику Единую интегрированную базу данных застрахованных по ОМС с целью совершенствования системы персонифицированного учета. Этот информационный ресурс позволял отслеживать полноту охвата обязательным медицинским страхованием жителей Кузбасса, проверять достоверность и актуальность сведений о каждом застрахованном. Специалистами Фонда разработана программа «Персонифицированный учет потребления лекарственных средств в медицинских учреждениях». Ее цель – создание условий для целевого, рационального и адресного использования средств ОМС, предназначенных для оплаты лекарств при стационарном лечении. Программа заняла I место и была удостоена Почетной грамоты Администрации Кемеровской области по результатам областного конкурса «Инновации и изобретения 2001 года» в номинации «Медицина. Здравоохранение». |
2001 |
С 2001 года функция сбора страховых взносов передана налоговым органам. Поскольку большая задолженность у ряда предприятий региона по уплате страховых взносов отрицательно сказывалась на стабильности системы ОМС, Фонд продолжал взаимодействовать с плательщиками и занимал достаточно жесткую позицию по отношению к должникам. Фонд учредил «антипочётную награду» – «Орден Маленькой Совести». Он «вручался» руководителям предприятий, которые уклонялись от выполнения своих обязанностей по уплате страховых взносов на ОМС и имели значительные долги перед кузбасскими медиками. ТФОМС провел эксперимент по оперативной проверке действительности полисов ОМС при обращении граждан за медицинской помощью, тогда в нем приняли участие три кемеровские больницы. Такая проверка позволяла предотвратить финансовые потери медучреждений, уменьшались случаи необоснованных отказов в госпитализации, пациенты при подтверждении факта страхования получали медицинскую помощь в гарантированных Территориальной программой объемах. В 2001 году в двух медорганизациях г. Кемерово проводилась опытная эксплуатация подсистемы «Персонифицированный учет лекарственных средств». В области был создан и постоянно обновлялся формулярный перечень медикаментов ОМС – список лекарственных средств, которые предоставлялись пациентам бесплатно при лечении в стационарных условиях. Его составлением занимались специалисты по контролю за лекарственным обеспечением медицинского отдела ТФОМС. Они же отрабатывали новые технологии контроля цен при закупке лекарственных препаратов лечебными учреждениями. |
2002 |
Создание «Базы данных случаев оказания медицинской помощи» позволило более эффективно планировать объемы и потоки пациентов между лечебными учреждениями, прогнозировать расходы системы ОМС, формировать Территориальную программу ОМС. Создан сайт Территориального фонда ОМС Кемеровской области. |
2003 |
Специалистами ТФОМС разработана и внедрена первая очередь ПО «Расчет муниципальных заданий территорий Кемеровской области на оказание населению бесплатной медицинской помощи в рамках ТПГГ» (ПО «Расчет МЗ»). Это был значительный шаг вперед, по сравнению с электронными таблицами. |
2005 |
Функция страхования неработающего населения перешла к администрации Кемеровской области. С 1 января в связи с изменением законодательства у ТФОМС появились новые функции – финансирование дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) отдельных категорий граждан и проведение медико-экономического контроля за назначением лекарственных средств. Получая средства из бюджета Федерального фонда ОМС, Территориальный фонд рассчитывался с фармацевтической организацией за каждое отпущенное по программе ДЛО лекарство. Естественно, каждый льготный рецепт, обоснованность его выписки и правильность оформления были на контроле, а дорогостоящие препараты выписывались после консультации с главными областными профильными специалистами. Специалисты ТФОМС разработали макет марки «Льгота-2005» для маркировки полисов ОМС льготников федерального уровня ответственности. Наличие марки на полисе избавляло граждан от необходимости постоянно носить с собой удостоверение, дающее право на льготы, позволяло предъявлять в поликлинике и аптеке только промаркированный полис ОМС. В рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий населения за три года (с 2005 по 2007 гг.) Фондом оплачено льготных рецептов на сумму более 3 млрд рублей. |
2006 |
С 2006 года ТФОМС Кемеровской области участвовал в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», в рамках которого мы оплачивали проведение диспансеризации работающих граждан и детей-сирот, осуществляли дополнительные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам. За семь лет (с 2006–2012 гг.) на эти цели в медицинские организации Кузбасса было перечислено 3,5 млрд рублей. Фонд принимает участие в формировании Общегосударственной базы данных «Ветераны», осуществляет ведение нормативно-справочной информации Фонда ОМС. |
2007—2018 |
ИГОРЬ ВАДИМОВИЧ ПАЧГИНдиректор ТФОМС Кемеровской области |
2007 |
На международной выставке-ярмарке «Мединтекс» экспонат «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье» отмечен дипломом и золотой медалью. |
2008 |
ТФОМС приступил к реализации проекта по централизованному обеспечению медицинских учреждений системы ОМС региона лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, расходными материалами, дезинфицирующими средствами. Централизованные закупки позволяли не только бесперебойно и в необходимом количестве снабжать больницы различными медикаментами и продуктами питания, но и реально экономить финансовые средства системы ОМС. Общая сумма государственных контрактов с поставщиками лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинских расходных материалов за 2008-2014 годы составила более 5,2 млрд рублей, а экономия – более 610,6 млн. руб.: Дополнительная экономия, которая формировалась по результатам аукционов, позволяла расширять номенклатуру закупаемых лекарственных препаратов. Для сравнения: если во втором квартале 2008 года в перечне было всего 294 наименования, то в перечень на четвертый квартал 2012 года были включены уже более 2 тыс. наименований медикаментов, дезинфицирующих средств, изделий медицинского назначения, расходных материалов. |
2009 |
В ТФОМС запущена в работу система видеонаблюдения, позволяющая своевременно реагировать на техногенные вызовы и правонарушения, производить разбор инцидентов по видеозаписям. В последующем системой видеонаблюдения были оборудованы и филиалы организации. ТФОМС Кемеровской области приступил к поэтапному переводу здравоохранения Кузбасса на одноканальное финансирование Территориальной программы ОМС. На первых порах в эксперименте приняли участие шесть медицинских организаций, в 2011 году – 19 медорганизаций, а в 2013 году на преимущественно одноканальное финансирование перешли все лечебные учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования. Вместо таких статей расхода, как заработная плата, медикаменты и мягкий инвентарь, питание, за счет средств ОМС стали оплачиваться и другие статьи расходов (в соответствии со структурой тарифа). Идея одноканальности финансирования состояла в повышении управляемости расходов, степени их контроля, когда появляется адресность оплаты конкретного случая оказания медицинской помощи (реализуется принцип ОМС, когда «деньги идут за пациентом»). За программный продукт «Централизованный расчет стоимости оказанной медицинской помощи» ТФОМС Кемеровской области награжден Дипломом и золотой медалью на XI специализированной выставке-ярмарке «Мединтекс» ТФОМС организовал централизованное снабжение медицинских учреждений продуктами питания. Общая сумма государственных контрактов с поставщиками продуктов питания за 2009–2014 годы составила более 584 млн руб., а экономия – более 49 млн руб. В фонде организована работа телефона «горячей линии» для граждан. Задача специалистов ТФОМС – грамотно и полно информировать людей, помочь каждому. |
2010 |
За разработку программного продукта «Автоматизированная система управления «Централизованное обеспечение медицинских учреждений системы ОМС медикаментами, ИМН и продуктами питания» ТФОМС Кемеровской области был удостоен Диплома и Золотой медали на XII специализированной выставке-ярмарке «Мединтекс», которая проходила в рамках «Кузбасской международной недели здравоохранения». |
2011 |
Вступил в силу новый федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который существенно изменил систему здравоохранения в стране. Основная задача, которая поставлена перед системой ОМС, – это совершенствование государственных гарантий предоставления бесплатной и качественной медицинской помощи. Неотъемлемыми элементами такой модели страхования являются развитие страховых принципов, принципиально иной уровень работы по защите прав застрахованных и повышение ответственности страховых компаний за итоги своей работы. Пациент становится центральной фигурой в системе ОМС, а система здравоохранения – пациентоориентированной. С 2011 года у граждан появилось право выбирать страховую компанию, медицинскую организацию и лечащего врача. С 1 мая 2011 года началась выдача полисов единого образца. Стартовала региональная Программа модернизации здравоохранения, главная цель которой – обеспечение граждан современной высококвалифицированной медицинской помощью. Программа предусматривала развитие трех направлений: - укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, - развитие современных информационных технологий в здравоохранение, - введение единых стандартов оказания медицинских услуг. Для решения этих задач в медицинские организации Кузбасса в целом было направлено более 11 млрд рублей, из них свыше 7 млрд рублей – это средства системы ОМС. Фонд осуществлял дополнительное финансирование медицинских организаций в части оплаты случая лечения (госпитализации) в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. Промышленная эксплуатация и развитие информационной системы «Централизованный расчет стоимости реестров за оказанную медицинскую помощь». Данная разработка удостоена диплома Администрации Кемеровской области в номинации «За инновации в области информационных технологий». С выходом приказа ФОМС от 07.04.2011 № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования» началось создание центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц (ЦСЕРЗЛ), в который передавались сведения из регистров застрахованных всех субъектов Российской Федерации. В результате система ОМС обрела единый информационный ресурс федерального уровня. Наличие такого ресурса позволило существенно повысить качество информационного поля благодаря возможности разрешения межтерриториальных коллизий, которые возникали при миграции населения, что до того момента было невозможно. В офисе ТФОМС установлен инфомат для посетителей. Введены в практику проведение видеоконференции со специалистами филиалов ТФОМС, СМО и МО. Начата модернизация информационной сети в ТФОМС и филиалах с целью повышения ее защищенности и надежности. |
2012 |
Специалисты ТФОМС начали проводить в медицинских организациях тематические встречи с пациентами и медицинскими работниками («Дни ОМС в Кузбассе»), главная цель которых – информирование о правах в сфере обязательного медицинского страхования. В рамках Программы модернизации здравоохранения для обслуживания жителей отдаленных территорий области приобретены и запущены в работу передвижные медицинские лечебно-диагностические комплексы (ФАПы). В России и в Кузбассе реализуется программа «Земский доктор», в рамках которой врачи, уехавшие работать в сельские населенные пункты на пять лет, получают подъемные в размере 1 млн рублей. Программа финансируется бюджетом Фонда ОМС (60%) и бюджетом области (40%). |
2013 |
Все медицинские организации нашей страны перешли на систему одноканального финансирования из средств ОМС. Началось внедрение новых способов оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп, когда все заболевания собраны в группы по ресурсоемкости и сопоставимости затрат. Через год такая же система оплаты введена в дневном стационаре. В систему ОМС вошла скорая помощь. Лечение бесплодия с применением экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. В ТФОМС Кемеровской области успешно внедрена Система менеджмента качества (СМК). В ТФОМС Кемеровской области внедрена корпоративная система электронного документооборота и управления взаимодействием «DIRECTUM» В ТФОМС Кемеровской области произошло внедрение облачной инфраструктуры – виртуализации рабочих мест. Запуск системы контроля и управления доступом в ТФОМС, позволяющей гибко управлять разрешениями на доступ в рабочие кабинеты, производить разбор инцидентов по журналу событий, оперативно блокировать доступ при утере персонального электронного пропуска или при увольнении работника. |
2014 |
В систему ОМС вошла высокотехнологичная медицинская помощь В России и в Кузбассе запущен пилотный проект по информированию застрахованных граждан о перечне и стоимости оказанных им медицинских услуг. Программный комплекс «Диспансеризация населения», созданный специалистами Территориального фонда ОМС Кемеровской области, получил высокую награду – золотую медаль на международной специализированной выставке-ярмарке «Мединтекс-2014». |
2015 |
На официальном сайте ТФОМС Кемеровской области создан новый сервис – «Личный кабинет застрахованного», где каждый может получить сведения об оказанной медицинской помощи как амбулаторно, так и в круглосуточном и дневном стационаре. Территориальным фондом ОМС Кемеровской области изготовлено около 400 информационных стендов для размещения в медицинских организациях области. Стенды сделаны для информирования граждан об их правах в системе обязательного медицинского страхования. В Фонде прошла аттестация информационной системы по требованиям к защите информации, позволяющая гарантировать выполнение всех норм по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в организации. |
2016 |
Во всех медицинских организациях области внедряется система «Управление госпитализацией», которая позволила в режиме реального времени вести учет информации о состоянии коечного фонда в разрезе медицинских организаций, профилей коек, пола пациентов; формировать очередь на плановую госпитализацию в МО и управлять ею, получать оперативную информацию об очередях на плановую госпитализацию и т.д. Внедрение новой информационной системы «Региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц в сфере ОМС», В системе ОМС появился трехуровневый институт страховых представителей. Цель новации – закрепить за каждым пациентом специалиста, который будет персонально с ним работать, а это возможно только применяя современные информационные технологии. Организована работа Контакт-центров в сфере ОМС. За счет средств ОМС проводится диспансеризация детей и взрослых, профосмотры. |
2017 |
Введен в обращение полис ОМС электронного образца, который, как и бумажный, гарантирует застрахованному гражданину право на бесплатное получение медицинской помощи на всей территории РФ. В медицинских организациях Кузбасса внедряется федеральный проект «Бережливая поликлиника». Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области занял второе место в рейтинге ТФОМС. При составлении рейтинга работа территориальных фондов оценивалась по ведущим показателям деятельности. |
2018 |
Стартовал новый национальный проект «Здравоохранение», рассчитанный до 2024 г., в рамках которого ТФОМС контролируются несколько важнейших направлений: борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, проведение профилактических мероприятий среди взрослого и детского населения и многое др. Специалисты фонда разработали новое программное обеспечение «Ревизор», позволяющее максимально автоматизировать процесс проверок, начиная от создания приказа, назначения задач исполнителям, согласования рассматриваемых вопросов, формирования актов и т.д. В Фонде ОМС проходят «Дни открытых дверей» для граждан. Специалисты ТФОМС Кемеровской области отвечают на вопросы по получению полиса ОМС и бесплатной медицинской помощи. |
2019 |
АЛЕКСЕЙ МАРКОВИЧ ЦИГЕЛЬНИКдиректор ТФОМС Кемеровской области |
2019 |
«Онкомониторинг» |
2020—2023 |
АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА ВОРОНКОВАдиректор ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса |
2022 |
С 1 декабря 2022 года полис ОМС стал цифровым, его перестали выпускать на привычных материальных носителях в виде бумажного бланка или пластиковой карты. Чтобы воспользоваться полисом ОМС, достаточно зайти в личный кабинет на портале Госуслуг. |
2023 |
ИГОРЬ ВАДИМОВИЧ ПАЧГИНдиректор ТФОМС Кемеровской области - Кузбасса |